Работая с различными структурами, я выделил для себя три основных типа компаний:

«Семейный бизнес»;

«ПрофТехУчилище»;

«Инструмент достижения целей».

Тип Компании – «Семейный бизнес».

На старте своего первого бизнеса мы пытаемся минимизировать свои базовые риски:

1. Нет достаточного навыка найма сотрудников с рынка (не можем четко поставить задачи сотрудникам, распределить функционал, контролировать и мотивировать);

2. На старте нет свободных средств для оплаты рыночных фиксов, нанятым сотрудникам;

3. Нет стопроцентной уверенности в том, что бизнес станет приносить прибыль.

Данные ограничения вынуждают формировать «команду» из лояльных, проверенных в жизни, но не в работе людей.

Пример распределения функционала:

Boss – поиск товара, определение цены закупки и цены продаж, работа с поставщиками;

Мама – бухгалтер (отвечает за финансы и учет товара, иногда подсказывает, что и где закупить);

Папа – логист, снабженец, (отвечает за доставку, прием товара, отгрузка товара);

Жена – менеджер отдела продаж (работа с клиентами на входящих);

Друг Колян – маркетолог (генерация трафика);

«Семейный бизнес» – это нормальный старт для бизнеса, но надо вовремя понять, когда надо перегруппировать (заменить) команду, чтобы перейти на следующий уровень.

«Семейный бизнес» абсолютно успешен, если все участники являются профессионалами в работе и, если уровень адекватности позволяет разделить работу и бытовуху.

Рабочие отношения строятся на основе функционала, занимаемой должности, результата.

Бытовые отношения строятся на основе привычек, семейных традиций, статусов и мнения окружающих.

Если Папа дома главный, и данную модель он перенесет в рабочие отношения, то это КРАХ, так как Папа на работе – «логист» и подчинен Bossу.

«Семейный бизнес». Основные признаки.

Сотрудники: родственники, друзья.

Форма взаимодействия: Boss просит; нет ответственности исполнителей, есть их одолжение.

Мотивация собственника: Важно, что о нем скажут на семейном совете или в кругу друзей (результат вторичен).

Роль собственника: Работаю сам, плачу «ДАНЬ» сотрудникам.

Тип Компании – «Профтехучилище».

Это самый распространённый тип для малого и среднего бизнеса.

ПТУ – это компания, которая выращивает за свои деньги сотрудников для рынка.

Сотрудники набираются опыта и уходят из ПТУ к «взрослым» работодателям.

Причина появления ПТУ – это низкий управленческий уровень у собственников, нет компетенций найма и вера в чудо (меня «волшебник» сделает богатым без моего участия).

Отсутствие базовых инструментов управления (структура, бизнес – процесс, функционал должности, планирование / контроль, мотивация от прибыли) приводит к следующему:

  • Компания и управляется собственником
  • ТОПы являются высокооплачиваемыми «секретарями» Собственника, выполняющими его прямые приказы.
  • Управление компанией – это решение проблем, которыми все грузят Собственника.
  • В компании отсутствует планирование. Если нет плана, то и нет задач для менеджмента! (Если вы считаете, что менеджмент сам знает, что делать, то это иллюзия.)
  • Компания зависит от «звезд». Самые ценные сотрудники те, кто больше всех достают BOSSa, показывая ему «преданность». Для менеджера в ПТУ важно быть на виду, так как у него нет задач, и его оценивают за движуху, конфликты с коллегами и фонтан «идей».

«Профтехучилище». Основные признаки:

Сотрудники: Так как нет задач для менеджмента, то в компании работают те, кто сам пришел с job сайтов, а не тот, кто нужен.

Форма взаимодействия: Так как в компании работают «целеустремленные», «амбициозные», «многозадачные», то на них надо кричать (иначе они не понимают), а когда они достали, то лучше молчать и делать все самому.

Мотивация собственника: BOSSa устроит любая прибыль.

Роль собственника: Работаю за всех. Умные сотрудники уходят к конкурентам. Ко мне идут одни дебилы, я их учу, а они от меня уходят.

Тип Компании – «Инструмент достижения целей».

Это самый желаемый тип для малого и среднего бизнеса. Его чаще всего называют «Выход из операционки».

Инструмент достижения целей – это тип компании, который работает по правилам:

1.Цель. (Куда я иду?)

2.План. (Какие промежуточные результаты на пути к цели?)

3.Структура. (С кем я иду?)

4.Бизнес– процесс. (Как работает моя команда?)

5.Функция подразделения. (Какой продукт «производит» подразделение?)

6.Функция должности. (Какой продукт «производит» каждая должность?)

7.Вакансия. (Кто мне нужен? Для чего он/она мне нужен?)

Основное отличие этого типа бизнеса от «ПТУ»:

  • Переход от процессного мышления (мышление наемного сотрудника) к результативному мышлению (мышление собственника).
  • Работа и оценка результата по утвержденному плану (на месяц/квартал), а не по настроению.
  • Единица управления – функция, а не личность.
  • Мотивация командная, а не индивидуальная.
  • Найм нужных сотрудников (под конкретную задачу), а не тех, кто придет сам!

Бизнес будет работать и достигать цель собственника, если собственник займется своей функцией и престанет работать за всех.

Ключевая компетенция собственника: Планирование; Контроль; Анализ результата и принятие решений; Найм.

«Инструмент достижения целей». Основные признаки:

Сотрудники: Сотрудники принимаются для решения конкретных задач (составляется план на испытательный срок). Инструмент подбора кадров – хантинг тех, кто нужен, а не выбор из тех, кто откликнулся на вакансию.

Форма взаимодействия: Постановка, согласование с исполнителем плана. Контроль ключевых показателей.

Периодичность и форма контроля разрабатывается под задачи.

Не надо просить сотрудника описывать свой день, надо спрашивать: «Что ты сделал для достижения ключевого показателя и какой следующий шаг?».

Мотивация собственника: Достижение целевых показателей руками профессионалов (Операционкой управляет Исполнительный директор, ТОПы «думатели», а не «делатели»).

Роль собственника: Разработка стратегии, утверждение структуры и бизнес — процессов, найм ТОПов, утверждение системы мотивации, контроль достижения ключевых показателей.


0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *